В соответствии с трудовым законодательством для разрешения индивидуальных трудовых споров необходимо соблюсти предварительный переговорный способ разрешения возникших разногласий. Согласно ч. 2 ст. 385 ТК РФ индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам (далее — КТС), если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем. Таким образом, трудовое законодательство изначально предусматривает необходимость проведения переговоров между сторонами конфликта с целью устранения разногласий и достижения компромисса.

Проведение процедуры медиации по индивидуальным трудовым спорам до обращения в КТС или суд является естественным процессом согласно ч. 2 ст. 385 Трудового кодекса РФ, которая редко применяется на практике и фактически не действует.

В условиях, когда не требуется никаких доказательств попытки урегулировать разногласия до обращения в КТС, работодатель (его представитель) в реальности может узнать о наличии неурегулированных разногласий между ним и конкретным работником, получив копию заявления последнего в КТС или суд. Тем не менее выработка такого обязательного механизма вряд ли возможна, учитывая властное неравенство сторон трудового спора и неограниченное число возможностей работодателя игнорировать попытки работника предъявить свои претензии.